Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 апреля 1988 г. N 4

"О некоторых вопросах рассмотрения судами в порядке гражданского судопроизводства жалоб
на постановления по делам об административных правонарушениях."
(в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.93 N 11, от 25.10.96 N 10, от 11.10.01 N 11)

Установленный законом судебный порядок рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях является важной формой судебного контроля за деятельностью органов управления в области административно - правовых отношений. Принятие Кодекса РСФСР об административных правонарушениях повысило эффективность обеспечения прав и охраняемых законом интересов граждан в административных правоотношениях, способствовало дальнейшему укреплению законности при применении мер воздействия за административные проступки. Расширены полномочия судов в осуществлении их функции по проверке законности и обоснованности постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Изучение данного вопроса показало, что суды в основном правильно и своевременно рассматривают жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях. Вместе с тем, в их деятельности имеются и недостатки. Встречаются случаи неправильного решения вопроса о подведомственности указанной категории дел, не всегда проводится надлежащая подготовка их к судебному разбирательству. Допускаются необоснованные отказы в удовлетворении жалоб либо освобождение заявителей от административной ответственности без достаточных к тому оснований, нарушаются установленные законом сроки рассмотрения таких жалоб. Отдельные суды, вопреки Закону Российской Федерации "О государственной пошлине" требуют оплаты жалобы государственной пошлиной. (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.96 N 10) (см. текст в предыдущей редакции) Нуждается в улучшении и профилактическая работа судов по данной категории дел.

В целях устранения отмеченных недостатков и в связи с возникшими вопросами по применению действующего законодательства об административных правонарушениях, а также обеспечения единообразия судебной практики Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дать судам следующие разъяснения:

1. Согласно п. 2 ст. 231 и ст. 232 ГПК РСФСР жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях рассматриваются по общим правилам гражданского судопроизводства с теми изъятиями и дополнениями, которые установлены законодательством (гл. 24 ГПК РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях).

2. При разрешении вопроса о принятии к производству народного суда жалобы на постановление по делу об административном правонарушении следует иметь в виду, что п. п. 1, 2 и абз. 1 п. 3 ч. 1 ст. 267 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях установлена подведомственность в зависимости от желания заявителя. Лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, а также потерпевший вправе по своему выбору обратиться с жалобой в районный (городской) народный суд либо в вышестоящий орган управления.

Рассмотрение жалобы и принятие решения вышестоящим органом управления (должностным лицом) не является препятствием для обращения в суд. При этом судом рассматривается жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, а не на решение вышестоящего органа управления (должностного лица). (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.96 N 10) (см. текст в предыдущей редакции)

Дело по жалобе на постановление об административном правонарушении может быть возбуждено по заявлению прокурора, обратившегося в суд в соответствии со ст. 41 ГПК РСФСР в защиту интересов гражданина, в отношении которого вынесено постановление, а также лица, которому в результате административного проступка причинен моральный, физический или имущественный вред. (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.96 N 10) (см. текст в предыдущей редакции)

3. Судья вправе отказать в принятии жалобы на постановление по делу об административном правонарушении лишь по основаниям, предусмотренным законом (ст. 129 ГПК РСФСР). Поэтому недопустим отказ в возбуждении дела в суде по мотивам пропуска срока на подачу жалобы, истечения сроков наложения административного взыскания, исполнения постановления.

4. В силу п. 10 ст. 80 ГПК РСФСР и ч. 3 ст. 267 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях граждане, административные органы и должностные лица освобождаются от уплаты судебных расходов в доход государства по делам, возникающим из административно - правовых отношений, поэтому суд не должен обязывать лицо, обжаловавшее постановление об административном правонарушении, оплачивать государственную пошлину или оставлять жалобу без движения по мотивам неуплаты государственной пошлины.

5. Исходя из требований ст. 268 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях жалоба на постановление административного органа (должностного лица) подается в суд в течение десяти дней со дня вынесения постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление.

Уважительность причин пропуска проверяется в судебном заседании. Вывод о причинах пропуска срока и о том, подлежит ли он восстановлению, должен быть отражен в решении суда. Если же судом будет установлено, что этот срок пропущен без уважительной причины, он оставляет жалобу без удовлетворения, а постановление об административном правонарушении без изменения. При выяснении причин пропуска срока на подачу жалобы следует проверить, были ли административным органом (должностным лицом) выполнены требования ст. 263 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях о немедленном объявлении постановления и вручении (высылке) копии постановления в установленный срок, имея в виду, что несоблюдение указанных требований могло значительно затруднить или лишить возможности заявителя своевременно обжаловать постановление.

6. Исходя из требований ст. 126 ГПК РСФСР, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении должна содержать сведения, необходимые для правильного и быстрого ее разрешения, а именно:

наименование заявителя и его адрес;

наименование административного органа (должностного лица), постановление которого обжалуется, а также место его нахождения;

какое постановление обжалуется и дата его вынесения;

обстоятельства, которыми заявитель обосновывает свое несогласие с постановлением, и доказательства, подтверждающие его доводы;

просьба заявителя.

Если жалоба не отвечает требованиям о ее форме и содержании, а также в случае, если к жалобе не приложены ее копии, подлежащие направлению административному органу, вынесшему постановление, а в необходимых случаях потерпевшему или лицу, в отношении которого вынесено постановление, то в соответствии со ст. 130 ГПК РСФСР судья выносит определение об оставлении жалобы без движения и предоставляет заявителю срок для исправления ее недостатков.

При неустранении недостатков жалобы в установленный срок она считается неподанной и возвращается заявителю.

В жалобе могут быть указаны и другие обстоятельства, необходимые для ее рассмотрения, в частности, изложены причины пропуска срока обжалования, если он заявителем был пропущен.

7. В соответствии с требованиями ст. 238 ГПК РСФСР и ст. 272 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях суд обязан в полном объеме проверить законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении. При подготовке дела к судебному разбирательству во всех случаях должны быть представлены: (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.96 N 10) (см. текст в предыдущей редакции)

а) протокол о совершении административного правонарушения, составленный в предусмотренных законом (ст. 234 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях) случаях уполномоченным на то должностным лицом либо представителем общественной организации или органа общественной самодеятельности;

б) протокол заседания коллегиального органа, если дело об административном правонарушении рассматривалось этим органом (ст. 260 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях); в) постановление по делу об административном правонарушении.

В случае необходимости для выяснения обстоятельств дела могут быть представлены и другие доказательства. (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.96 N 10) (см. текст в предыдущей редакции)

8. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд вправе использовать любые средства доказывания, предусмотренные законом (ст. 49 ГПК РСФСР), в том числе и заключения экспертов.

9. В соответствии со ст. 270 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях подача в установленный срок жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания. Поэтому судья, приняв жалобу к рассмотрению, должен поставить в известность орган, осуществляющий исполнение постановления, о поданной жалобе и о приостановлении в связи с этим исполнения постановления о наложении административного взыскания.

Абзац исключен. - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.96 N 10. (см. текст в предыдущей редакции)

10. В случае отмены в порядке судебного надзора решения суда по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении и направлении дела на новое рассмотрение вышестоящему суду в своем постановлении необходимо, кроме оснований отмены решения, указать и о приостановлении исполнения административного взыскания со дня вынесения этого судебного постановления.

11. Учитывая, что участие в судебном разбирательстве лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, представителя административного органа (должностного лица), потерпевшего способствует наиболее полному и всестороннему исследованию обстоятельств дела, суд обязан надлежащим образом известить указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, а в случае их неявки - выяснить причины отсутствия.

При неявке этих лиц в судебное заседание, если нет сведений о вручении им судебных извещений либо если причина отсутствия является уважительной, суду следует в соответствии со ст. 157 ГПК РСФСР отложить разбирательство дела.

Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие представителя административного органа (должностного лица), если сведения о причинах неявки отсутствуют, либо если суд признает причины неявки неуважительными, либо если представитель административного органа (должностного лица) умышленно затягивает производство по делу. (абзац введен Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.96 N 10)

12. В целях обеспечения всестороннего и объективного разбирательства дела по жалобе на постановление административного органа (должностного лица) суду следует тщательно исследовать обстоятельства, относящиеся как к административному правонарушению, так и к личности лица, его совершившего, и, в частности, выяснить: произведено ли административное взыскание на основании закона и управомоченным на то органом (должностным лицом); был ли соблюден установленный порядок привлечения к административной ответственности; допустил ли заявитель нарушение, за которое законодательством установлена административная ответственность; виновен ли он в совершении этого правонарушения и какова степень его вины; соответствует ли наложенное взыскание тяжести совершенного административного правонарушения; учтены ли при этом личность виновного, его семейное и имущественное положение; не истекли ли сроки давности для наложения взыскания.

13. Если в процессе судебного разбирательства будет установлено, что административное правонарушение действительно имело место и заявитель мог быть подвергнут административному взысканию, но обжалуемое им постановление вынесено с нарушением срока для наложения административного взыскания, суд, удовлетворяя жалобу по мотивам пропуска этого срока, указывает в решении и на обстоятельства, свидетельствующие о совершении административного правонарушения.

Если заявитель необоснованно был подвергнут административному взысканию и, кроме того, нарушен названный выше срок, суд удовлетворяет жалобу как по мотивам необоснованности привлечения заявителя к административной ответственности, так и в связи с пропуском срока наложения административного взыскания.

14. Содержание решения суда по делу об административном правонарушении должно отвечать требованиям ст. 197 ГПК РСФСР. При этом в случае признания необоснованным привлечения заявителя к административной ответственности за отсутствием состава и события административного правонарушения, а также при наличии иных перечисленных в ст. 227 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, суд выносит решение об отмене постановления и о прекращении дела об административном правонарушении.

Если действия административного органа (должностного лица) по применению административного взыскания являются законными и обоснованными, суд оставляет постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Суд вправе изменить меру взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение, учитывая при этом характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие ответственность, с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено.

Установив, что постановление по делу об административном правонарушении было вынесено органом (должностным лицом), неправомочным решать данное дело, суд своим решением отменяет постановление, а дело об административном правонарушении, если не истекли сроки наложения административного взыскания, направляет на рассмотрение компетентному органу (должностному лицу).

Отмена постановления с направлением дела об административном правонарушении на новое рассмотрение в тот же административный орган (должностному лицу) возможна, в частности, если суд, рассматривая дело по жалобе потерпевшего, придет к выводу о мягкости примененного в отношении нарушителя административного взыскания либо о необоснованности вынесения административным органом постановления о прекращении производства по делу, однако, при условии, если не истекли сроки наложения административного взыскания.

15. Копия принятого судом решения в трехдневный срок должна быть направлена административному органу (должностному лицу), применившему административное взыскание, с тем, чтобы в случае отказа в удовлетворении жалобы и оставления постановления без изменения оно реально было исполнено, а в случае отмены постановления и прекращении дела либо направления его на новое рассмотрение административный орган (должностное лицо) был уведомлен о причинах такого решения. В тот же срок копия решения высылается (выдается) лицу, в отношении которого вынесено постановление, а также потерпевшему (по его просьбе).

16. Решение суда по жадобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано и опротестовано в кассационном порядке, поскольку Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 1999 года N 9-П положения пункта 3 части первой статьи 267 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 46 (части 1 и 2) и 19 (часть 1), как исключающие возможность проверки по жалобам граждан законности и обоснованности судебного решения еще одной судебной инстанцией, уполномоченной на исправление судебной ошибки.

17. При рассмотрении дел данной категории судам надлежит вскрывать причины и условия, способствовавшие нарушениям закона в сфере административно - правовых отношений, и реагировать путем вынесения частных определений на выявленные факты неправильного поведения граждан, нарушения законности со стороны отдельных должностных лиц, а также на недостатки в деятельности административных органов и иных учреждений, организаций, предприятий.

18. В связи с принятием настоящего Постановления признать утратившим силу Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 27 сентября 1978 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел по жалобам на действия административных органов".

Hosted by uCoz